Убийство |
"...Я воскресну и спою" - Игорь, ...ты не умирал и никуда не уходил, ты всегда с нами" |
(Л. Дербенев) |
|
Данный материал взят в сокращении из нового издания книги "Монолог" (авторы: Т.Талькова, И.Петрищева, см. раздел "Книги"), которая вместе
с другими материалами (видео кассеты, новая серия альбомов
на CD и кассетах с ранее не публиковавшимися песнями, фотографии и многое
многое другое) продаются в музее Игоря Талькова. Настоятельно рекомендуем приобрести эту книгу.
|
|
ХРОНИКА ТРАГИЧЕСКОГО ДНЯ. |
ПОЧЕМУ УБИЙЦА ТАЛЬКОВА ТАК И НЕ ПРЕДАН СУДУ? |
Поздним вечером 4 октября Игорь приехал с очередного выступления;
ужин, чай. А потом почти всю ночь, до рассвета мы с ним просто беседовали, лежали и говорили.
Удивительно... Такое впечатление, что он тогда действительно прощался. Он вспомнил всех - родных, про каждого что-то сказал, вспомнил всех из группы, давая какие-то характеристики, комментируя. Напутствовал меня, о сыне говорил, даже любимого кота не забыл. Как завещание оставил, с чего бы?.. И при этом очень переживал, все говорилось с болью, с сожалением. Причем говорил как-то отстраненно, как о том будущем, в котором его уже не будет рядом. Но тогда это воспринималось нормально; мы ведь часто разговаривали, какие-то откровения у него бывали...
|
Где-то числа 3-4 октября состоялся короткий телефонный разговор, во время которого Игорь был очень немногословен, тем не менее прозвучало принципиальное: "Вы мне угрожаете? Хорошо. Объявляете войну? Я принимаю ее. Посмотрим, кто выйдет победителем". Все это вселяло определенное беспокойство.
|
Еще зимой, по случаю, был приобретен газовый пистолет.
Уезжая, Игорь никогда его с собой не брал, но настаивал, чтобы он был при мне, особенно когда я
выходила по вечерам с Игорьком (с сыном). Он всерьез наставлял меня, чтобы я снимала его с
предохранителя, входя в подъезд, держала бы руку в кармане наготове. Я относилась к этому с
улыбкой. Но Игорь говорил, что если захотят сделать ему больно, то действовать будут именно
через близких людей. Он приобрел пульки: желтые и синие, какие-то слезоточивые, какие-то
паралитические. Но, наверное, они уже тогда были просроченные, негодные.
|
Кстати, стрелять он не умел. Когда порой, гуляя, мы заходили в тир
- раньше ведь они были везде, на каждой набережной, - у меня это получалось.
А он всегда мазал и злился, как ребенок. Агрессии в нем не было... Нормы ГТО он бы никогда в
жизни не сдал.
|
Поведение Игоря вечером накануне отъезда было не совсем обычным:
никакой спешки при сборах, никаких поцелуев на бегу. Он стал раньше собираться, вдруг спросил,
не хочу ли я поехать с ним, долго говорил с Игорьком, наказав, чтобы тот хорошо себя вел,
слушался маму. Попрощался с сыном, как со взрослым, за руку. Не забыл и с котом попрощаться.
Как правило, я сама отвозила Игоря на вокзал или в аэропорт, но на этот раз за ним заехал
Шляфман. По лестнице Игорь всегда сбегал. А тут - спускается, рука на перилах, и долго смотрит
на наш этаж, пролет этот маленький. Такое ощущение, будто запоминал. Вышла я на балкон,
посмотрела вниз - все махал рукой. Это было так нехарактерно для Игоря. Если б знать,
остановить бы... Но тогда я этому не придала значения, и только на следующий день это
пронзительно вспомнилось...
|
К началу дневного концерта Игорь уже был на площадке Дворца
спорта "Юбилейный". Ребята с телевидения предложили ему съездить отсмотреть снятое в августе
уже упоминавшееся выступление на Дворцовой. А там, еще в его отсутствие, стал зарождаться
конфликт.
Концерт уже начался, кто-то выступал. Малахов в начале концерта подошел к ведущему и сказал,
что будет перестановка, надо поменять местами Талькова и Азизу, так как она якобы не успевает
подготовиться к выходу. Хотя на тот момент Азиза уже была на площадке, сидела в кафе вместе с
другими артистами, а Талькова действительно еще не было. Ведущий ответил, что просьба Малахова
вне его компетенции и необходимо обсудить этот вопрос с устроителями концерта. Через какое-то
время Малахов вновь подошел и стал говорить более настойчиво и угрожающе (дес-кать, "я тебе
говорю, значит..."). А дело в том, что в связи с телевизионной съемкой концерт был не "живой", а
под фонограмму, и в аппаратной все фонограммы уже были заряжены в соответствии с очередностью
выступлений. Ведущий стал объяснять Малахову, что это целый процесс и только организаторы
концерта вправе решать такие вопросы, не говоря уже о том, что и с самим артистом надо
договориться. Тем не менее под напором Малахова ведущий передал администра-тору его требование
и попросил выяснить, есть ли договоренность с Тальковым, чтобы не было неразберихи.
Девушка-администратор зашла в гримерную Игоря, в которой уже находились несколько человек из
коллектива, и сказала костюмерше Маше Берковой: "Поторопитесь, там вас местами меняют, вам
раньше выходить". Вскоре приехал с телевидения и сам Игорь, в очень хорошем расположении духа,
сразу же стал рассказывать, какая замечательная съемка, как ему понравилось.
Маша его поторопила, объяснив си-туацию. Он совершенно спокойно это воспринял. Быстро стал
одеваться, сказав между прочим: "Рубашку не будем, дай мне черную майку". Почему-то в этот день
он оделся во все черное. В принципе он был готов, надо было только куртку надеть и причесаться.
|
Периодически заглядывала девушка-администратор: "Ну как, все
нормально?"
Азиза, якобы не успевающая загримироваться и переодеться, все еще продолжала сидеть в кафе.
Кстати, она и приехала уже в макияже, ей оставалось толь-ко платье надеть. И ее уже почти
уговорили идти своим номером. Администратор даже подошла к ведущему и сказала, что если вдруг
пойдет фонограмма Азизы, а она не успеет, будет артачиться, выйди и скажи, что Азиза на гастроли
в Америку уехала.
|
Шляфман же, вернувшись с телевидения, решил сам узнать, кто
выступает, сколько времени до выхода Игоря. И в этот момент ему кто-то сказал, что "вас поменяли
местами".
|
- Как это? Кто это?
|
- Друг Азизы, представился ее администратором.
|
Малахов в третий раз подходит к ведущему, угрозы его приобретают
вполне конкретный характер: "Меняй местами, иначе пожалеешь!"
|
Шляфман тем временем возвращается в гримерку, где Игорь был уже
практически готов к выходу на сцену.
|
-Там какой-то Малахов тебя местами меняет. То есть сама подача
информации была рассчитана на соответствующую реакцию Игоря:
|
-Да, а почему это? Иди выясни.
|
Шляфман отправляется на переговоры с Малаховым. Возвратившись
через несколько минут (все ведь очень быстро произошло), говорит, что Малахов называл его
"Васьком", угрожал, представившись "дельцом теневой экономики", да и самого Талькова тоже
"опустил" и т.д.
|
-Ну тогда иди и скажи, что я либо своим номером буду выступать,
либо вообще не выйду.
|
Таким образом, конфликт стал приобретать откровенно принципиальный
характер, и все разговоры о том, что Тальков якобы не захотел уступить свое близкое к финалу и,
стало быть, по неписаным законам шоу-бизнеса, более "престижное" место в концерте, - все это
абсурд. Так называемая "демократическая" пресса ("Аргументы и факты", "Московский комсомолец",
"Огонек" и иже с ними) в первые же дни после трагедии тщилась представить произошедшее как
"мужскую заваруху", "пьяную драку", столкновение амбиций двух "звезд", не поделивших место в
концерте. Благо, проведенная судмедэкспертиза неопровержимо доказала, что Тальков в день гибели
был абсолютно трезв (в крови не было обнаружено ни грамма алкоголя). Что же касается мнимой
мотивации произошедшего, то происходила очевидная подмена понятий, повода и причины, то есть
поверхностного и глубинного течений.
|
Для Игоря не имело никакого значения, когда выступать - в начале
или в конце концерта. Он выходил с такой программой, которая разом концентрировала на нем
внимание зрителей; и в определенном смысле для более полноценного восприятия аудиторией
глубокого содержания его песен-пророчеств, песен-баллад он был заинтересован в выходе на сцену
до того момента, когда зал настраивался на сугубо танцевальный лад. Игорь не претендовал на
закрытие того концерта. Тем более он очень хотел погулять по городу, и чем раньше он отработал
бы свое первое выступление, тем больше времени осталось бы до его выхода в вечернем концерте.
Действия Шляфмана носили такой провокацион-ный характер, что поверить в их непреднамеренность
очень сложно, почти невозможно. Как типичный провокатор, он бегал от одного участника
назревающего конфликта к другому, передавая, возможно, и в несколько утрированном виде, некие
нелицеприятные выражения, разжигая и нагнетая ситуацию, в общем-то, на пустом месте.
|
Наконец Игорь сказал: "Зови сюда этого "дельца", поговорим". В
сущности, Талькову был брошен публичный вызов - наглый, дерзкий, хамский, возмутительный. Будучи
человеком чести, с обостренным чувством собственного достоинства, он просто не мог его не
принять.
Кстати, Малахов первоначально отказывался идти в гримерку, но Шляфман настоял.
|
16.15. Малахов в сопровождении Шляфмана заходит в гримерную,
начинает разговор в оскорбительных тонах, ведет себя вызывающе. Игорь, естественно, не мог
остаться хладнокровным в такой ситуации, стал, что называется, "заводиться". А это выражалось в
том, что он начинал тише говорить, то есть это было состоя-ние внутреннего накопления
отрицательной энергии и выплеск мог произойти совершенно неожиданно.
Ребята это знали и, пытаясь "погасить" ситуацию, стали выводить Малахова из гримерки. И в
коридоре через несколько мгновений конфликт был практически исчерпан. Но тут опять же появляется
Шляфман и бросает Малахову: "Ну что, обосрался драться?!"
Стоп! Получается, что он привел раздраженного, разгоряченного Малахова в гримерку Талькова,
заведомо зная, что там конфликт может принять крайние формы, а именно - может произойти драка
(а это, как минимум, компрометация Талькова)? Это он то, администратор, который по долгу службы
обязан был утрясать все подобные вопросы на своем уровне и ни в коем случае не выводить их
решение на уровень "разборок" с артистом, да еще за несколько минут до выхода на сцену.
|
16.17. Итак, роковая фраза произнесена. Малахов достает пистолет.
Как бы ожидавший именно этого момента, Шляфман вбегает в гримерку: "Игорь, дай что-нибудь, он
достал "пушку", - прекрасно зная, что на этот раз Игорь захватил с собой (впервые!) свой
газовый пистолет. С какой стати он вдруг взял его в эту поездку? Возможно, именно Шляфман и
науськивал его, утверждая, что так будет безопаснее. Я даже говорила, ну зачем ты его берешь,
сейчас-то вы едете на поезде, а оттуда в Сочи уж наверняка полетите самолетом. "Не переживай,
что-нибудь придумаем". Такое впечатление, что он ехал в один конец...
Невозможно представить себе, чтобы Игорь отдал Шляфману пистолет, а сам стал бы отсиживаться в
гримерке, когда его ребята подвергаются опасности. "На его "пушку" (револьвер системы "наган",
заряженный, как позже выяснилось, тремя боевыми патронами) у нас своя найдется", - говорит Игорь
и спокойно, не резко берет сумку, извлекает оттуда пистолет, передергивает затвор, распахивает
дверь и тут же стреляет два-три раза. Как уже упоминалось, должного эффекта от выстрелов не
последовало.
|
Малахов к тому времени уже стал убирать свой револьвер, но тут
снова выхватил его. Телохранитель Саня Барковский навалился на него сзади; поспевают еще двое
ребят, стараясь вырвать пистолет, выкручи-вают ему руки. Чтобы как-то "обезвредить" Малахова,
Игорь подбегает вплотную и пытается ударить его по голове рукояткой газового пистолета.
Раздаются выстрелы уже из боевого оружия (позже были извлечены пули: одна из ящика из-под
аппаратуры, другая ушла в пол). Показательно, что в этот момент не оказалось рядом никого из
милицейской охраны Дворца спорта, а она в тот день была весьма многочисленная (что явствует и
из видеоматериала, отснятого уже после рокового выстрела). Раздается еще один, последний -
третий выстрел. Пистолет у Малахова выбит. Игорь, выронив свой, пятится назад, прижав руки к
груди, произносит: "Как больно!" - проходит в состоянии шока несколько шагов по подиуму по
направлению к сцене и падает навзничь у большого зеркала...
|
Оружие оказывается у Шляфмана, который прячет его в бачок в
туалетной комнате. Далее по цепочке: Эля Касимати (помощница Азизы), Азиза и... наган
возвращается к его владельцу. Малахов, никем не за-меченный, проходит через зрительный зал,
сквозь ряды, оказавшись на улице, садится в машину и уезжает. Потом, с его слов, разбирает
револьвер и выбра-сывает его частями в воды Фонтанки и Мойки.
|
16.37. Зафиксировано первое обращение в "скорую помощь".
Директор программы посылает ведущего остано-вить концерт. Тот срывающимся голосом сообщает о
случившемся и просит пройти за кулисы врачей, если такие есть в зале. Начальник медпункта
"Юбилейного" врач Игорь Петушин был на концерте и, услышав объявление, поспешил за кулисы, где
уже была медсестра. Еще до приезда "скорой" они делают две инъек-ции: раствор кар диамина и
кровоостанавливающее.
|
16.53. Игоря вносят в машину скорой помощи. В истории болезни на
этот момент записано: "Сердцебиение, дыхание, пульс отсутствуют. Зрачки максимально расширены".
"Скорой помощи" запрещается брать мертвых, но врач, видя возбужденную толпу, плачущих ребят из
группы и учитывая полный зал фанатов, решает отвезти раненого с диагнозом "клиническая смерть"
в ближайшую больницу (на самом деле была уже биологическая смерть).
|
17.00. В больнице "скорой помощи" № 10 врачи подняли умершего в
реанимацию, опять же по деонтологическим соображениям: чтобы отделить сопровож-дающих. Жизнь
органов тела поддерживалась искусственным дыханием.
|
У Игоря оказалось огнестрельное пулевое слепое проникающее ранение
грудной клетки с повреждением сердца, легкого, органов средостения, массивная, запредельная,
острая кровопотеря. "С таким ранением не живут, несколько шагов и все..." - сказали врачи.
Он и сделал эти шаги - к сцене... "Если бы даже на месте был развернут операционный стол и
была бы готова бригада в ожидании такого ранения, и то шансы были бы практически нулевые. По
сути, Тальков был убит на месте..."
|
Я не верю результатам вскрытия, не понимаю, почему при слепом
ранении в грудь так много крови было под Игорем, со стороны спины. Я не исключаю и того, что
выстрел был произведен кем-то третьим, что ранение носило другой характер, с более дальнего
расстояния. По свидетельству очевидцев, кто-то постоян-но мелькал у решеток (там ведь множество
лестничных пролетов и дверей). Шляфман в тот момент, когда все вызывали "скорую", набрал
какой-то номер и про-изнес два слова: "Тальков убит". Кому он звонил, зачем, перед кем как
бы отчитывался о проделанной работе?
|
Какое доверие могут вызывать результаты этой
хваленой комплексной экспертизы, если в основу исчислений положены неверные исходные данные.
|
Я допускаю, что меня не должны были пустить в морг до вскрытия;
но мне ведь и с делом не дают ознакомиться. Если в начале 90-х Петербургская прокура-тура дала
согласие на то, чтобы я ознакомилась с час-тью дела, то из Москвы пришел категорический отказ.
Не так давно предприняла еще одну попытку получить разрешение, но говорят: "Перезвоните,
конечно, по-стараемся, но..." Пока дело "приостановлено" (очень удобная формулировка!), даже
потерпевшая сторона не имеет права ознакомления с ним. Но ведь в таком состоянии оно может
находиться сколь угодно долго.
|
Однажды в 1983 году, когда Игорь с другими музы-кантами летел в
самолете на очередные гастроли, кто-то из ребят с испугом говорил об авиакатастрофах. На что
Игорь произнес: "Не бойтесь со мной летать. В авиакатастрофе я никогда не погибну. Меня убьют
чуть позже, при большом стечении народа, и убийцу не найдут".
Напророчил... Ушел "таинственным гонцом", унеся с собой и тайну своего ухода.
|
Думаю, что миссия Игоря, как и большинства русских поэтов,
осталась недовыполненной. И все же
|
Они не умирают, а уходят,
На память нам оставив жизнь свою...
|
Вечная память тебе, ИГОРЬ...
|
Т. Талькова
|
|
|
|