Статьи |
«Они уходят вдаль, но никогда не умирают..» |
|
Источник: статья прислана автором
Дата опубликования: 10.11.2006
Автор: Авилова Лена
|
|
Каждая эпоха остаётся не только в параграфах учебниках истории, документах, архивах и колонках энциклопедических статей. История как текстовая категория может, да не только может, но и интерпретируется, так как зачастую угодно той или иной системе.
|
В этом случае куда более важно говорить о тех людях, которых, перефразировав классика, можно называть героями своего времени. Только пережив, можно показать через призму своей души, с огромной долей субъективной, но настолько жизнеутверждающей энергией, показать историю своей Родины.
|
Безусловно, Игоря Талькова, без доли сомнения, можно называть героем времени абсолютного, без тавтологии не обойтись, безвременья. Как не парадоксально, но гении всегда появляются в переломные эпохи, им предстоит пережить сложный этап, чтобы дать возможность будущему, но навсегда остаться на этом перепутье. Вспомним конец восьмидесятых – начала девяностых, когда социалистическая система дала трещину, но страна ещё только пыталась встать, как это принято называть сегодня, демократический путь дальнейшего развития. И тогда, казалось, можно было говорить о чем угодно, и говорить так, как раньше не говорили. Понятие демократии подменилось понятием вседозволенности. Стилизация западной попсы, которая обернулась банальным использованием джентльменского набора слов: boy, girl, very good и т.д.
|
Но Тальков воспринял эту эпоху не как возможность сказать так, как до этого было нельзя. А как возможность обернуться назад, обратиться к истории и попытаться понять её причинно-следственную связь.
|
И, наверно, не правы, будут те, кто скажет, что поэзия Талькова – остро социальная. Глубина психологизма и образность позволяют вывести творчество Талького из таких узких рамок как поп-культура.
|
Счем или с кем боролся поэт, вооружившись словом, пытался пойти против устоявшихся стереотипов в общественном сознании.
|
Мне бы хотелось посмотреть на творчество Талького под другим углом, не через призму социальной проблематики, а попытаться определить тот духовный потенциал поэта, который позволял писать именно так, а не иначе.
|
Пвсего, необходимо сказать, что одним из ключевых мотивов всего творчество Талького является мотив памяти. При чем память в контексте его творчества функционирует на двух уровнях: уровне личностного восприятие (личная память) и историческая:
|
Ты не огорчайся, что твои слова
Я всерьёз не принимаю.
Память очень часто бывает не права,
То, что было, украшая.
|
Я приглашу на танец Память,
И мы закружимся вдвоём,
И вместе с нами, вместе с нами
Помолодеет старый дом,
Ну а когда погаснут свечи
И за окном рассвет вздохнёт,
Произнесёт: "До скорой встречи", -
Мне тихо Память и уйдёт.
|
Важную функциональную роль в поэтическом контексте играет память как историческая категория. Здесь этот мотив функционирует на уровне обращения к прошлому и попытки его оценки. Безусловно, значимой в этом смысле является композиция Россия:
|
Священной музыкой времён
Над златоглавою Москвою
Струился колокольный звон,
Но, даже самый тихий, он
Кому-то не давал покоя.
А золотые купола
Кому-то чёрный глаз слепили:
Ты раздражала силы зла
И, видно, так их доняла,
Что ослепить тебя решили.
|
Мотив памяти обуславливает появления мотива утраты прошлого. С этой точки зрения становится понятным постоянная апелляция лирического «я» к детству:
|
Первый лом – мой родной дом
Окутан светом и теплом,
В нем живёт моё детство.
|
Здесь становится очевидна романтическая концепция двоемирия. В рамках которой именно детство ассоциировалось с гармонично устроенным миром, разрыв с которым в романтической эстетике воспринимался как потеря жизненных ориентиров («Страна детства»)
|
В этой всегда счастливой, счастливой, счастливой стране
Сказочной стране
Там тёплые метели,
Крылатые качели,
Цветущие сады
Там каждый день рождаются мечты.
Мы взрослеем и уходим кто куда,
Расставаясь с этой сказочной страной
Наши самые счастливые года
|
Если говорить о лирике Игоря Талького, то здесь нужно говорить не о следовании тем или иным литературным традициям, скорее всего, речь идёт о романтическом типе сознания, который и определяет бунтарское отношение к действительности.
|
Очевидным в творчестве Игоря Талькова является приём олицетворение. Так образ памяти оживает и обретает человеческие черты:
|
Когда зажигаются звёзды в небе ночном,
Память напрошенным гостем приходит в мой дом:
Тихо войдёт, свечи зажжет, музыку включит
И беседу начнёт.
|
Резюмируя выше сказанное нужно отметить, что память в контексте творчества Талького можно понимать как возможность сохранения исторического прошлого. Но с другой стороны, здесь появляется и диаметрально противоположный мотив – мотив наказания памятью:
|
Жизнь наказала, видно не зря долгой памятью всех.
|
Обусловлен этот мотив, вероятно, осознанием собственного творчество на грани онтологического распада. Следствием этого является ещё один важная деталь для анализа творчества Талького - мотив несвоевременности, реализующийся двух уровнях: в более широком плане - историческая несвоевременность и в узком – несвоевременность любви.
|
С первой точки зрением, речь идёт об осознание себя и своего поколения, как потерянного, обманутого:
|
О, генеральская тетрадь,
Забытой правды возрождение
Как тяжело тебя читать,
Обманутому поколенью.
|
Или как несвоевременности собственного творчества:
|
Я завтра снова в бой сорвусь,
Но точно знаю, что вернусь,
Пусть даже через сто веков,
В страну не дураков, а - гениев.
|
Так же в творчестве Игоря Талького присутствует понимании любви, как несвоевременного чувства:
|
Несвоевременность – вечная драма,
Где есть Он и Она.
|
Скажи, откуда ты взялась,
Моя нечаянная радость,
Несвоевременная страсть,
Горькая сладость?
|
Но, ты опоздала, а не она,
Та, что пришла до тебя.
А жизнь нам осталась, та, что должна,
Коль мы расстаемся любя.
|
Обо всех поэтико-эстетические принципах творчества Талького можно говорить очень много, куда проще процентировать его, ставшие уже назывными, строки:
|
А когда затихают бои,
На привале, а не в строю,
Я о мире и о любви
Размышляю и пою.
|
Этим, наверно, и обуславливается двойственность его поэзии.
|
И в заключении хотелось бы сказать, что всё творчество Игоря Талького нельзя ограничить лишь острой социально-политической проблематикой. Каждая строка его стихотворения, каждая звучащая фраза, наполнены такой чувственностью, что ограничить их жёсткими рамками скупой социальной проблематики нельзя. Да и исторический идеал не воспринимается с точки зрения опредёлённой идеологии (будь то, монархическая или демократическая). А как исконно русский талантливый художник Тальков живописует чистый православный образ Росси. И наверно здесь как нигде будут уместны его слова из книги «Монолог»: «Если я кому-то и служу, то только Господу Богу, и отчитываюсь за содеянное в этой жизни только перед Всевышним».
|
И всё же для творчества Талького характерен интерес к национальной тематике, будь то отклик на события современные автору, взгляд в глубь отечественной истории или христианское осмысление русской темы. Тревожась за судьбу страны, Игорь Тальков создавал стихи-песни, внятные каждому неравнодушному россиянину, предупреждающие об опасности забвения собственных истоков. И закончить статью, хотелось бы двумя четверостишьями современного барда Г. Куркова:
|
Рубиновых звёзд меркнет свет. Матерясь,
Бежит по России свобода.
Доносится с мест: долгожданная власть
Даёт небывалые всходы.
|
И смутная весть неспроста завелась
В стенах новозданного храма:
Возносится крест, чтобы снова упасть
Под ноги грядущего Хама...
|
Используема литература:
1. И. Тальков. Стихи. Тексты песен. Минск, Самиздат. 1992.
|
|
|
|
|