Статьи |
Крест Талькова |
|
Источник: "Советская Россия" N 35 (12378)
Дата опубликования: 01.04.2003
Автор: Маша Мономенова (студентка)
|
|
«У меня сын растет, — с гордостью любил повторять Игорь Тальков-старший, — дай Бог, чтобы ему лучше жилось». Сын вырос: высокий брюнет, глазами в отца — глубокие и грустные. После гибели мужа мать Игоря говорила: «Представляете, если через несколько лет этот мальчик вдруг заиграет, запоет… Он возьмет весь архив Игоря и сделает концерт». Сразу после похорон, на поминках, сын вдруг спросил: «А где папина гитара?». Мать ответила, что у музыкантов. Тогда мальчик серьезно попросил вернуть ее, «теперь я на ней буду играть, теперь я — Тальков». В 15 лет Игорем была написана первая песня, в 17 — он выступал на Арбате, на рынках. Так вышло, что Игорь встал на дорогу отца, осознавая при этом всю ее сложность, ощущая всем юным существом острые шипы терновых кустов, что окутывают ее, смотрит на те же высокие звезды, к которым всю жизнь стремился Тальков-отец.
|
В общении меня обрадовала простота Игоря, отсутствие какого бы то ни было гонора, столь свойственного современной молодости, явно нетипичное для юноши его возраста мировоззрение, способность мыслить высоко и свободно. Нам было о чем серьезно поговорить, ведь редко встретишь ровесника, в котором узнаешь единомышленника. Очевидно, из-за этого Игорь часто повторял: «Понимаешь? Точно понимаешь?». Еще бы…
|
Я попросила послушать что-нибудь из того, что он делает, ведь песен Игоря нигде не услышишь, и о его существовании я узнала совершенно случайно. Энергичная мелодия заполнила комнату, но вот в нее вклинивается голос, заставший меня врасплох — я поняла, Тальков воскрес…
|
«Меня обижает, что отца забыли, — возмущается сын, — СМИ во всяком случае наглухо. Но нужно, просто необходимо, чтобы его песни дышали и жили. Я для этого все буду делать. Это мой крест». И делает. Вот уже в мае выходит первый альбом Игоря, состоящий из песен отца и собственных, ровно пополам. Это первый большой прорыв за пять лет работы. Мечта Игоря — вырваться к широкому слушателю, явив собой альтернативу нашей пустой и грязной эстраде. Он хочет завоевать сердца молодых, открыть им глаза, заявив о социальных, нравственных проблемах нашего времени. Тексты его песен содержательны, искренни, и вместе с тем Игорь не отстает от времени, создает модные аранжировки, современные ритмы, запоминающиеся мелодии. Одним словом, все хорошо, но в наше время этого оказывается мало. «Я думал, — говорит мой собеседник, — достаточно написать хорошую песню, и все пойдет как надо. Оказалось, наивно думал, в современной России так просто ничего не бывает. Отцу не давали петь, и мне не дают потому, что я пишу, извините, тоже не про девочек в юбочках, а это никаким властям с их тоталитарной цензурой невыгодно. Второй Тальков не нужен вообще никому. А от той дряни, которой я успел насмотреться в кругах шоу-бизнеса, просто тошнит. Там чтобы кем-то стать, нужно иметь либо миллион долларов, либо ширинку сзади. Ни того, ни другого у меня нет и быть не может».
|
Поражает трезвость в суждениях, с которой Тальков смотрит на мир. Четкая, сформировавшаяся позиция, бескомпромиссность и кредо «идти всю жизнь вперед, не изменяя своим идеалам». Он серьезно относится к себе и своему предназначению, ибо понимает, что, имея такого отца, нужно сделать все, только бы не оказаться хуже, чтобы не обмануть его надежд. Как известно, друзей у Талькова-старшего не было, а значит, и помогать становлению молодого исполнителя было некому. Игорь, унаследовав колоссальную работоспособность, в одиночку принялся за «строительство самого себя». Музыка всегда была в его душе: ребенком он засыпал под рождающуюся мелодию — отец делал новые аранжировки, «так что у меня в голове ритмы постоянно, как у негра. Еду в метро, например, и под стук колес сами собой возникают мелодии». Игорь не оканчивал музыкальной школы, всему научился сам. «Это адский труд, — говорит,- вот сейчас руку переиграл, теперь долго не могу играть на рояле. Работал — как чумной, 24 часа в сутки. Мне просто так хотелось!». Игоря здорово задевает, когда люди не видят того, чего он добился сам, списывая все только на фамилию, на гены. Он не хочет использовать в корыстных целях доброе имя отца.
|
Игорю много пришлось повидеть за свою жизнь, путешествуя с гастролями по России. Глухие селения, города, нищета и безысходность царят всюду. Работать приходится в невыносимых условиях, с аппаратурой столетней давности, выходившей из строя посередине концерта. В точности как Тальков-старший, Игорь расшибает себе лоб о людскую черствость, нежелание понять того, что он хочет им сказать: летят бутылки на сцену, но он продолжает петь, к пятой песне воцаряется тишина, а с седьмой раздаются аплодисменты и выкрики «Пой, пой свое!». Двадцать семь городов ждали Игоря с гастролями, но не тут-то было. Устроители, сославшись на то, что билеты не распроданы, просто отказались его везти, в то время как на самом деле в кассах не оставалось не одного лишнего билета. А для того чтобы выступить в концертном зале «Россия» с нагремевшей в свое время отцовской песней «Чистые пруды», пришлось отдать уйму денег. Как и отцу, ему запрещают петь песни социально-политического содержания, понятно почему — они действительно сильные! Пойди попробуй поработать в таких условиях.
|
Весь в долгах, Игорь не думает унывать, говорит, что когда все сразу и легко — это не приносит счастья и удовольствия. «Я вот, например, очень долго мечтал купить клавиши, всю жизнь на них копил. Наконец приобрел. Радости было — две недели в эйфории. Вот где кайф!».
|
Мы здорово разговорились, совсем не чувствовалось время. Хороший он парень — Игорь, представляете, такое заявил: «Есть у меня мечта… Вообрази только: однажды, когда меня пригласят в Америку, а я уверен, что пригласят, для того чтобы получить там премию Греми, по их законам я должен буду петь на английском, а я в прямом эфире вдруг по-русски сбацаю, — он гордо заулыбался, смотря куда-то далеко, очевидно, уже видел, как это все с ним происходит, — делов-то будет, как мы их умоем!». Да, мечтает Игорь хорошо, эдак чисто, я бы сказала, по-русски, широко. Или вот например: «Любой нормальный творческий человек стремится, чтобы его услышали во всей Вселенной, слышали всегда». Он говорил, а я видела в его словах себя, так, наверно, всей молодости свойственно думать. Повеяло свежим оптимизмом, что, если честно, редко случается. Но так продолжалось до той поры, пока разговор не перешел на больные темы, и возникло привычное ощущение безысходной тоски, какого-то надрыва…
|
Открываю сборник стихов Талькова-старшего, а там, словно специально в тему, строки из его дневника: «Куда идти? В кого верить? Во что верить? Раньше хоть люди верили в Бога. А сейчас ни во что не верят. Культура, литература, искусство деградируют. Люди стали хитрыми в душе, эгоистичными, замкнутыми. И порой кажется, что планету окутывает кокон общей обреченности, безысходности, духовной пустоты». Господи, до чего же верно!.. «Да, хорошо прокачали, задебилили народ практически окончательно, — словно вторил отцу сын. — Я уверен, что те, кто сидит в Кремле, в открытую так и говорят: «Мы пастухи, а это наши бараны». Они все сделают, лишь бы стадо осталось стадом». Игорь говорил о том, что нам досталось ужасное время, когда все старое уничтожается, а нового нет. Народ не понимает, зачем он живет, и что общество наше — без идеи, современная религия — для слабых духом. Пустота.
|
Глобальность разворачивающихся тем давила невозможно. И сколько еще таких, брошенных лишь в самих себя, на свою совесть и силу воли молодых людей, достоевских «мальчиков-правдоискателей» оставалось во всей России, можно было только догадываться. Хватит ли сил противостоять мощному потоку пустот этого мира всем нам вот так, каждому в одиночку? Мы рождены во время войны и не знаем мира, мы рождены в эпоху черствости и не знаем ласки, при этом наивно пытаемся сохранить доброе сердце, данное нам от Бога при рождении. Мы привыкли, что до нас никому нет дела, но душа, которая русская, и ничего с этим не поделаешь, просится любить весь мир, находя и в его анархии зачатки добротворящей гармонии.
|
– Игорь, да что мы сможем изменить, когда все зашло так далеко, все бессмысленно, и ты, и я…
|
— Да, — прозвучало молниеносно и зло мне в ответ, и время зависло. — Это ужасно, когда ты пытаешься что-нибудь доказать, тратишь колоссальную энергию, а встречаешь одних только мразей.… Но надо идти вперед, слышишь, надо! — Сильный бойцовский характер Талькова-старшего вдруг встал передо мной во весь рост, я поняла: Игорь будет бороться. — Можешь не волноваться, — продолжал он, — на уши еще всех поставим! Тебе, конечно, тяжелее, ты девушка.
|
Мы по-товарищески обменялись советами из опыта «боевых буден» друг друга: работать нужно целенаправленно и не тратить сил на дураков, которых, к сожалению, слишком много, все равно толку не будет — так меня учила Татьяна Васильевна Доронина; а Игорь в подобных случаях просто закрывает глаза и посылает всех от души, говорит, что это помогает.
|
Тут недавно пригласили Игоря на ТВ, и не куда-то, а в передачу «За стеклом», предложили стать одним из участников проекта. Я думаю, все помнят эту, извините, хохму, когда, как клопы в банке, «ползают» и «размножаются» так называемые россиянские звезды — в сущности, не что иное, как примитивный космический мусор. Это жалкое зрелище, обнажающее первобытные тенденции существования на уровне инстинктов далеко не большей части молодежи (как бы им того ни хотелось), предстало народу моделью «американской мечты» — счастья с бухты-барахты, солнечным ударом по башке, а-ля пьяный еж в тумане вдруг протрезвел… Проект длиною в месяц, бесконечные эфиры на ТВ, где каждая минута — на вес золота, преследовал единую цель — насаждения образа жизни «игрока». Это еще одна особо интересная, а главное — ох какая актуальная темка нашего времени. Вы думаете, это просто так Москва «обросла» казино всякого рода, рулеточки, понимаешь, «Вулканы», игровые автоматики. Кинешь монетку — получишь миллион, вот она штука-то какая. Обратите внимание, у каждого метро выросла подобная «плесень» пристанища черного азарта для трутней. «Игрок» — тот же алкоголик, наркоман, и мораль его проста — легкая нажива, а для этого институтов кончать не надо, думать тоже необязательно. Ведь достаточно нажать кнопку, и мир столь обожествленных материальных «ценностей» — твой. А пока народ играет в кукиш, страна разваливается. Не зря говорят, что народ — те же дети.
|
Но вернемся все же к нашему Игорю. Так вот, пришел он в сие застеколье, его и так и сяк обхаживают, только соглашайся. Привели парня из прошлого проекта — вышагивает туда-сюда важный весь из себя (еще бы, индюку сказали, что он — звезда, а тот, чудак, и поверил). «Здесь круто, — говорит, — на ТВ. Ну че, остаешься?» Ответ Игоря не заставил ждать. Коротко и в яблочко: «Соболезную». Реакцию парня, думаю, можно представить.
|
Но это еще что в сравнении с другой историей, поведанной мне моим собеседником просто между слов, после которой не зауважать его было невозможно. «Тут недавно из меня чуть «народного исполнителя» не сделали, — говорит Игорь, — вообрази, звонит один из представителей почему-то Горбачева и предлагает сделку…». Я бы добавила — с дьяволом. Как известно, выборы президента не за горами, и уже реально набирает ход предвыборный «локомотив» путинианы. Так вот, встал вопрос об агитации за «царя-батюшку» молодежи. Но каким образом? И предложили Игорю снять его в клипе, суперновомодном да навороченном. Уже песенку нужную сконстролили, осталось музычку подписать, и будет Игорь петь, а на заднем плане наш «царь-батюшка» портретами в багетах проплывать да флагами размахивать, усиленно изображая патриотизм. В общем, расписали грандиозно и, главное, ежедневный эфир по нескольку раз, что «вся страна у твоих ног будет…» Наплели, наобещали счастий разных, благ офигенных, дворцов золоченых да бриллиантов пудовых — думают, сейчас, коль зелен, так клюнет… но не на того напали. Ответ: «НЕТ». Игорю знакомые говорят: «Ну и дурак», а у меня, кроме «Умница!», нет слов. Так держать! Пускай знают, что порох есть… Игорю важно не потерять независимость от каких бы то ни было режимов. «Я свободный художник». Согласитесь, нужно иметь силу воли, чтобы вот так лихо отказаться, ведь я вижу, сколько он отдает сил, чтобы вырваться к своему слушателю.
|
За три часа до гибели Талькову-отцу задали вопрос, что называется, в лоб: «Скажите конкретно, вы на чьей стороне?» — и он ответил: «Я — на стороне народа».
|
– Я — на стороне народа, — говорит теперь и Игорь.
|
Потом я задавала Игорю еще вопросы:
— Что для тебя счастье?
|
– Счастлив человек тот, кто нашел себя в жизни, кто занимается любимым делом. Если тебе при этом еще и не мешают, вот тогда ты, наверное, счастлив.
|
– В какой степени ты чувствуешь себя гражданином?
|
– За свою сравнительно короткую жизнь я так много успел насмотреться, что мои возвышенные некогда понятия о ней кардинально изменились. Теперь не побалуешь себя отвлеченными понятиями, нужно работать. Меня часто спрашивают по этому поводу: «Продолжаете ли вы дело отца?». Я отвечаю, что продолжать дело не значит обязательно петь, это значит просто любить страну, в которой ты родился. Хотя бы элементарно знать ее историю. Меня очень оскорбляет, что наши люди сейчас ничего не хотят видеть, они по уши в быту, в то время как нормальный человек не может быть равнодушным к своему прошлому, иначе он превращается в быдло. У нас несчастный народ, и самое ужасное — это то, что он ничего не хочет делать для своего же счастья, все чего-то ждет.
|
Здесь, на мой взгляд, Игорь заблуждается. Русские не столь пассивны. Мы тем и отличаемся от других народов, что у нас душа ребенка, нам в корне чужды их «взрослый» рационализм и прагматизм. А что нужно ребенку для того, чтобы он был счастлив? Внимание и искреннее отношение к нему, только тогда он окажется способен отдать себя целиком — чист и прекрасен. А то, что мы лежим нынче байбаками на печи — это оттого, что нет до нас никому дела, а власть имущие больны болезнью с названием «клептомания», с диагнозом «критическое распухание карманов». Народу нужен лидер.
|
– Но тем, кто хочет открыть людям глаза, — отвечал Игорь на мои размышления, — невероятно тяжело живется. Ведь чтобы хоть что-то сказать, необходимо выйти к рупору, который во власти тех, кому твои слова будут ой как невыгодны. Наши политические структуры — сплошь мафия. Государство, бандиты, милиция, СМИ — это все одна, отлично действующая в своих разрушениях шайка, пойди смети ее.
|
– Но есть реальная оппозиция?
|
– Есть, но эти силы пока что скрыты, т.к. еще слабы. Я подозреваю, есть и сугубо радикальные организации, и я готов буду их поддерживать. Сейчас альтруистов практически нет, редко встретишь человека, в котором бы сочетались светлые убеждения и сила духа.
|
Под конец мы сошлись на том, что всем патриотическим силам уже давным-давно стоило бы объединиться, тогда, возможно, что-нибудь и получилось бы. Всего, о чем говорили, не перескажешь, да и не стоит. По-моему, все и так ясно: одним словом, Тальков!
|
«Вот ты и побывала в моем логове», — сказал Игорь под конец. Маленькая комната, портреты отца, от которых невозможно оторвать взгляд, рабочее место сына, те самые клавиши, которым он так радовался, огромный деревянный крест в углу — тот, что Тальков-старший, найдя у разрушенной церкви, принес домой, и музыка, талантливая музыка…
|
День приближался к концу. Пора было уходить. Я вспоминаю, как с удовольствием пожала руку Игоря с ощущением, что еще один хороший человек повстречался на моем пути — это замечательно! Замечательно, что в нашем патриотическом лагере прибывает! Возникло желание скорее рассказать о нем вам, написать хорошую статью, ведь все не зря, правда? Дай Бог тебе, Игорь, сил. Мне очень хочется, чтобы у тебя все вышло, честное слово.
|
|
|
|